МКДОУ Осинцевский детский сад
Периоды речевого развитияПериодыречевогоразвитияребенка Чтоикогдадолженнаучитьсяговоритьвашмалыш Мамы и папы, бабушки и дедушки! В своих письмах вы частозадаете такие вопросы: "Когда малыш должен научиться говорить букву"р"", "В 2 года не говорит буквы "л","рь"...", "Внучке 1,5 года, но не произносит буквы"щ", "л", "р". Также приходят письма с просьбамирассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки долженуметь произносить ребенок. Выполняя эти просьбы и одновременно отвечая наподобные вопросы, предлагаю вашему вниманию статью о становлении и развитииречи ребенка по возрастам. При написании статьи использованы материалы работ: А. Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" -М., 1961; Е. Н. Винарской "Раннее речевое развитие ребенка: актуальныепроблемы дефектологии. - М., 1992, 1987; Е. Ф. Архиповой "Логопедическая работа с детьми раннеговозраста". - М., 2006. Рекомендую также прочитать книгу, вышедшую под редакциейЛисиной М. И. "Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми"- М., 1985. С учетом тесной морфологической и синтаксической системыязыка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период предложений, состоящих из аморфныхслов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2этапа: этап однословного предложения и этап предложений из несколькихслов-корней. 1 Этап однословного предложения (возраст от 1 года 3 мес. до1 года 8 мес.) На этом кратковременном этапе ребенок использует лишьотдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малышалишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желанийпотребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказыванияребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш,не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...).В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, безизменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающиеназвания лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди,уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, иглаголов ("бух", "ди"…) - 5-7. Звукопроизношение. Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у,и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малышпроизносить еще не может.
Слоговая структура слова. Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или дваодинаковых слога ("га-га", "ту-ту"). 2. Этап предложений из нескольких слов-корней (возраст от 1года 8 мес. до 1 года 10 мес.) На этом этапе ребенок объединяет в одном высказываниисначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связьмежду словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая ихтолько интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются впредложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительныеупотребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной,искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо вформе 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай","неси", "спать"). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что детиулавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова,выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка недифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятииразличных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общуючасть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87. Звукопроизношение. Часто в слове опускается начальный звук или конечныйсогласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ,пк, цък. Слоговая структура слова. Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах частоопускается один из слогов. Например, молоко - "мокко". ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структурыпредложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа:этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка длявыражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов длявыражения синтаксических отношений. 1. Этап формирования первых форм слов (возраст от 1 года 10мес. до 2 лет 1 мес.) На этом этапе малыш начинает использовать в речи различныеформы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительныхявляются: формы именительного падежа единственного и множественногочисла с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда"-и" по причине смягчения согласных); формы винительного падежа с окончанием "- у".Например, кису, куклу; иногда появляются формы родительного падежа с окончанием"- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе -"толе"). Первыми грамматическими признаками глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси); формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередованияв основе (сидит, спит); возвратные и невозвратные глаголы. К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед.числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными. Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первыеграмматические отношения между словами: согласование существительных вименительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчикгуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису").Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапеотмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Объективным показателем правильного хода развития речи наэтом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." -"Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенокпользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этотпериод в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специальногообучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употреблениеграмматических конструкций. Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этаповразвития являются важным показателем для своевременного определения общегонедоразвития речи у 3-х летнего малыша. Звукопроизношение. К двум годам появляются твердые согласные звуки"т", "д", "п". Все чаще стечение согласныхзамещается одним звуком. Слоговая структура слова. В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всегопредударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов вчетырехсложных словах. 2. Этап использования флективной системы для выражениясинтаксических связей слов (возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.) Характерной чертой детской речи на этом этапе являетсястремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечаетсяоднозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствиичередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм","человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматическихнеточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одногограмматического значения. Среди грамматических форм существительных усваиваются: беспредложные формы косвенных падежей: винительный,родительный, дательный, творительный; наблюдается дифференциация форм единственного имножественного числа глаголов изъявительного наклонения; усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лицамн.ч.); разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени,однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднегорода. Согласование прилагательных еще не усвоено. В речинаблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных ссуществительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В речи детей на этом этапе уже появляются некоторыесемантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегдасоответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Звукопроизношение. Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечаетсясмешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены,хотя некоторые группы согласных произноятся правильно. Слоговая структура слова. Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногдаприставки. Например, "ципилась" - зацепилась. 3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксическихотношений (возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет) На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многиесоюзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаютсяаграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в томчисле дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний мн. числа "- ов","-ами", "-ах"; падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а","-на". На этом этапе закрепляется согласование прилагательных ссуществительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшиеразвитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваютсяслужебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда. Звукопроизношение. Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц.Заканчивается усвоение групп согласных. Слоговая структура слова. Нарушается редко, в основном в малознакомых словах. ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологическойсистемы (возраст от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формыпо типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Вэтот период значительно сокращается свободное использование морфологическихэлементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общимиправилами грамматики, но и более частными правилами, системой"фильтров", накладываемых на использование общих правил. В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаинеподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"),но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишьнарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваиваетсяглагольное управление. Звукопроизношение. К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок можетоценивать своё и чужое произношение. Слоговая структура слова. Нарушений не должно быть. Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идетпопытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти летдети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Такимобразом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложнойсистемой практической грамматики. ВНИМАНИЕ! Сроки и темпы овладения речью носят индивидуальныйхарактер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий еговоспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную,а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5лет. 19 мая 2013 в 10:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.